Медицинский центр "АльфаМед" - Владивосток Медицинский центр "АльфаМед" - Владивосток

Как помочь леворуким детям

Как помочь леворуким детям адаптироваться в школе?

Леворукий ребенок требует особого внимания и особого подхода не потому, что он леворукий, а потому, что он, как и любой ребенок, неповторим и индивидуален. Ему должно быть спокойно и удобно жить в праворуком мире, чтобы воспринимать этот мир как свой, а не как чужой.

Но вот вы убедились: ребенок предпочитает действовать левой рукой. Что же теперь? Переучивать его или нет?

Нетрудно представить себе ситуацию, когда воспитательница просит малышей: «Дети, возьмите ложку (ручку, карандаш) в правую руку». Вряд ли кто-то из детишек настоит на своем праве пользоваться левой рукой. Так происходит «ненасильственное» переучивание.

Наше время более гуманно к леворуким детям. Появились ножницы, карандаши, ручки, точилки, компьютерные джойстики и мыши, ориентированные под левую руку. Можно найти и прописи для леворуких, и часы, и игры.

Причины происхождения леворукости могут быть разными. Несомненно, одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребенка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга.

Конечно, можно приложить немалые усилия и заставить леворукого малыша работать правой рукой. Но изменить его биологическую суть нельзя. Произвольная смена ведущей руки приводит к грубому вмешательству в тончайшие механизмы деятельности мозга. Это мощный стресс, чреватый возникновением неврозов.

Наиболее частым негативным последствием является астенический невроз, при котором отмечается повышенная утомляемость, быстрое истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Появляются головные боли, неспокойный сон, раздражительность, несдержанность, снижается аппетит. Отмечаются аффективные реакции: бурные взрывы недовольства, отказ от работы. Выходит, что старания взрослых облегчить жизнь своему чаду могут попросту исковеркать ее.

Как помочь леворукому ребенку

1.

Постарайтесь понять и принять тот факт, что в вашей семье растет леворукий ребенок. Помогите своему малышу адаптироваться к праворукому миру спокойно, без лишних стрессов и насилия над собой. Не стоит подчеркивать эту его особенность, тревожиться.

2.

Нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь.За столом свет должен падать с правой стороны. Располагая детей в классе, учителю целесообразно посадить левшу таком образом, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероятность ошибок зрительного восприятия.

Правильная поза при письме леворукого ребенка

3.

Малыш должен научиться класть тетрадь прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы ее нижний правый край находился немного левее. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу — сверху. Свет при письме падает справа.

4.

Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку:

  • Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
  • Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка.

ШКОЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ ЛЕВОРУКИХДЕТЕЙ

5.

Занимаясь с леворуким малышом, не стоит забывать о работе по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук, зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.

6.

Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях можно «маркировать» их ведущую руку при помощи браслета или часов.

7.

Малыша, предпочитающего действовать левой рукой, полезно будет занять составлением рассказа по серии сюжетных картинок, которые он сам же и разложит, соблюдая направление слева направо. За этим должны проследить взрослые.

8.

Могут возникнуть трудности и при чтении. Леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежание таких проявлений ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение.

9.

При появлении «зеркального» написания букв следует с учетом и опорой на знание индивидуальных особенностей (лучше запоминает зрительные образы, объяснения или же образные сравнения) выстраивать систематическую коррекционную работу. При выполнении письменных заданий фиксируется место начала записи, прослеживается соблюдение строки. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо. Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма.

У неправоруких могут наблюдаться трудности списывания, т.к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач. Такая работа у левши требует большего времени: и довольно часто сопровождается возрастанием количества ошибок.

10.

Хорошим подспорьем для леворуких детей и их родителей могут стать, имеющиеся в продаже книги об этой проблеме, прописи для левшей-первоклашек.

Советы родителям леворуких детей

  • Ни при каких обстоятельствах взрослые не должны показывать ребенку негативное отношение к леворукости.
  • Леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у леворуких детей, чаще всего не связаны с этим явлением. Такие же проблемы могут быть и у любого другого ребенка.
  • Не стоит даже пробовать обучать леворукого ребенка работать правой рукой, тем более, настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.
  • Определять ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года.
  • Принимая во внимание повышенную энергоемкость протекания психических процессов у левшей, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить затем, чтобы ребенок не переутомлялся.
  • Леворукий ребенок нуждается в особом внимании и подходе, потому, что каждый ребенок уникален и неповторим.
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.
WEB-STUDIO.PRO