Медицинский центр "АльфаМед" - Владивосток Медицинский центр "АльфаМед" - Владивосток

ПОСЛЕДСТВИЯ ГИПОКСИИ НА РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ РЕБЁНКА

ПОСЛЕДСТВИЯ ГИПОКСИИ НА РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ РЕБЁНКА

Один из наиболее часто задаваемых вопросов родителями, после посещения детского невропатолога, «что такое перинатальная энцефалопатия?». Один известный математик заметил, что прежде чем решать задачу, полезно ознакомиться с её условием… (начало статьи для меня самое трудное!!??).

В настоящее время перинатальная энцефалопатия, вызванная гипоксией головного мозга, не только продолжает занимать одно из ведущих мест в структуре заболеваний нервной системы в период новорожденности, но и во многом определяет дальнейшее развитие ребенка. Число детей, рождающихся с выраженными нарушениями нервной системы, остается значительным. В ряде случаев тяжелые изменения нервной системы у детей развиваются исподволь и становятся явными, когда лечение их оказывается недостаточно эффективным. Возможность судить о полноте компенсации наступает только после формирования основных функций центральной нервной системы. Вот почему столь важна своевременная диагностика.

Основной причиной перинатальной энцефалопатии является неадекватное поступление кислорода в ткани мозга, что приводит к нарушению мозгового кровотока, вызывает метаболические расстройства. Гипоксия вызывает нарушения во взаимоотношениях возбуждающих и тормозных механизмах корковых нейронов. Для нервной системы новорожденного характерно преобладание процессов торможения над возбуждением. Однако если новорожденный не реагирует криком, когда голоден, когда имеется задержка стула, спит во время осмотра, то можно говорить о резкой заторможенности и апатии, которые могут быть начальными симптомами задержки психомоторного развития. Напротив, у гипервозбудимого новорожденного отрицательные эмоции возникают при действии даже слабого раздражителя, в связи, с чем он мало спит, часто кричит без причины, не успокаивается на руках. Положительные эмоции у таких детей вызываются с трудом. Сочетание низкого порога эмоциональных реакций с преобладанием отрицательных эмоций позволяют говорить о патологической гипервозбудимости, которая может быть симптомом различных поражений центральной нервной системы.

У новорожденного можно наблюдать тремор, который как патологический синдром следует рассматривать после 4 –5 дня жизни, особенно крупноразмашистый, низкой частоты. Он указывает на повышение процессов возбуждения в центральной нервной системы.

Основные неврологические и психопатологические синдромы у детей первого года жизни, перенесших перинатальную гипоксию.

1.Синдром гипервозбудимости.

Двигательное беспокойство, нарушение сна, эмоциональная лабильность, повышенная рефлекторная возбудимость.

2.Синдром гиповозбудимости.

Недостаточная двигательная и психическая активность ребенка, часто сочетающаяся с мышечной гипотонией, эмоциональной вялостью.

3.Гипертензионно – гидроцефальный синдром.

Увеличение размеров головы, появление диспропорции между лицевым и мозговым черепом, расхождение черепных швов, выбухание и увеличение большого родничка, расширение венозной сети волосистой части головы. При преобладании гипертензионного синдрома – возбудимость, раздражительность, резкий крик, поверхностный сон. При гидроцефалии – вялость, сонливость. Синдромы «заходящего солнца», сходящееся косоглазие, горизонтальный нистагм свидетельствуют о поражении черепных нервов.

4. Судорожный синдром.

Генерализованные судороги, парциальные судороги, абсансы, характеризующиеся кратковременной остановкой взора, приступы миоклонического типа. Фебрильные судороги возникают на высоте лихорадки. Аффективно-респираторные судороги наиболее часто возникают после 7 мес. у детей с повышенной возбудимостью вслед за отрицательной эмоциональной реакцией на сильную, внезапную боль, испуг.

5.Церебрастенический синдром.

Повышенная нервно-психическая истощаемость, что выражается в слабости функции активного внимания, эмоциональной лабильности, нарушении манипулятивно-игровой деятельности, в преобладании гипердинамических или гиподинамических процессов. Клинические проявления могут усиливаться при переутомлении, в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями и под влиянием различных интеркурентных заболеваний.

6.Синдром вегетативно-висцеральных дисфункций.

Различные нарушения функции внутренних органов вследствие нарушения регулирующего влияния вегетативной нервной системы. Сопровождаются нарушением сна, повышенной возбудимостью, эмоциональной лабильностью, склонностью к реакциям страха.

7. Синдром двигательных расстройств.

Легкие, но стойкие нарушения мышечного тонуса, чаще по типу дистонии, не мешающие активным движениям. Наличие непостоянных гиперкинезов, тремора, отклонений в развитии тонких дифференцированных движений пальцев. Эти симптомы нередко сочетаются с рефлекторной ассиметрией, нарушениями черепно-мозговой иннервации, иногда с гипертензионным, гипердинамическим синдромом, симптомом вегетативно-висцеральных дисфункций.

Своевременная диагностика перинатальной гипоксии и определение тяжести возможных поражений центральной нервной системы имеют большое прогностическое значение в прогнозировании отклонений функционального развития центральной нервной системы в отдаленные периоды. Электроэнцефалография является неотъемлемой составной частью диагноза. При исследованиях МЕТОДОМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ в различные возрастные периоды у перенесших перинатальную гипоксию детей в 60 – 70% случаев выявляются патологические изменения.

Основными принципами лечения заболеваний нервной системы на различных возрастных этапах являются комплексность, непрерывность, привлечение специалистов различного профиля с учетом особенностей заболевания (невропатолога, ортопеда, окулиста, врача и методиста лечебной гимнастики, психолога, логопеда, педагога).

Особая роль принадлежит лечению на 1-м году жизни, когда развитие нервной системы наиболее интенсивно. Лечение складывается из общеоздоровительных мероприятий, правильной организации режима питания, лечебной гимнастики, массажа, стимуляции психического и речевого развития, медикаментозной терапии.

Учитывая, что в раннем возрасте у детей, перенесших перинатальную гипоксию, ведущим является нарушение созревания отдельных функциональных систем, коррекция должна быть направлена на стимуляцию нормального развития мозга. Для этой цели при задержке моторного, речевого и психического развития назначаются средства, улучшающие метаболизм в нервной системе.

При повышенной нервно-рефлекторной возбудимости назначают седативные препараты.

Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.
WEB-STUDIO.PRO